Адрес299011, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский, город Севастополь, Советская, 57

ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ.  ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Kind_yushev.jpg  

Иван Киндьюшев родился в Севастополе 12 мая 1918 года в семье рабочего. Как все севастопольские мальчишки любил море, но при этом мечтал стать летчиком.  Мальчиком Ваня часто поднимался на какую-нибудь горку и представлял, как будет парить в небе, над облаками, хотел узнать, что находится за пределами родного города. После окончания 8 класса в 1934 году он поступил строительный техникум, но мечту о полетах не оставил и, порой, на лекциях не столько слушал преподавателя, сколько рисовал любимые воздушные корабли. Его родственник служил в авиаполку на Каче и иногда брал Ваню с собой. Глядя на взмывающие в небо военные самолеты, юноша представлял себя за штурвалом. И его мечта сбылась: в 1938г. по призыву комсомола поступил в авиационное училище штурманов в Краснодаре. После его окончания в 1940г. вернулся в родной город, где его ждала любимая девушка (с ней он познакомился в стенах строительного техникума). Сыграв свадьбу, молодые отправились к первому месту службы начинающего летчика – в латвийский город Елгава.

                Войну встретил на боевом посту, как вспоминал сам Иван Иванович, «война застала в 7-ом авиаполку дальнего действия, и я с первых дней находился в действующей армии». Первый боевой вылет совершил 26 июля 1941г.: пришлось на малых и средних высотах нанести воздушные удары по скоплению живой силы и боевой техники врага. Это было не характерно для авиации дальнего действия, но в критических  условиях начала войны, когда гитлеровские войска стремительно продвигались по нашей территории, командование вынуждено было использовать все возможные средства, чтобы остановить захватчиков. Позже начинаются ночные бомбежки Данцига, Кенигсберга, Бухареста, Берлина.

                На боевом пути штурман – король экипажа, его роль чрезвычайно важна. Штурман не только должен проложить курс, но и удержать его, когда самолет попадает под обстрел вражеской противовоздушной обороны. А это ой, как непросто! Если у летчика имеется хоть какая-то защита в виде бронированных щитов снизу и по бокам, то у штурмана такой защиты нет: он находился в самом опасном месте – плексигласовой кабине в передней части самолета. Даже маленький осколок легко ее пробивает! Штурман оказывался в самой гуще слепящих прожекторов и смертоносного огня. Именно от его выдержки зависела точность бомбометания. При этом надо было сфотографировать разбомбленные объекты! Часто самолет возвращался весь изрешеченный пулями и осколками снарядов, и летчики сами удивлялись, как удалось долететь до родного аэродрома. Ко всем опасностям боевой жизни добавлялась тревога за семью, ведь Иван Иванович не имел сведений ни о родителях, ни о супруге, вернувшейся после объявления войны в Севастополь. До конца 1942г. не знал, что уже стал отцом, и что жена  с маленьким ребенком эвакуировалась из осажденного города на последнем уходящем из него корабле: лидере эсминцев «Ташкент». Именно на нем из погибающего города морякам удалось вывезти шедевр панорамного искусства – живописное полотно севастопольской панорамы, прославлявшей подвиг защитников Севастополя в годы Крымской войны.

            Встретив войну на Северо-Западном фронте, Иван Иванович Киндьюшев воевал в небе Ленинграда, Сталинграда, на Курской дуге. В 1944г., когда советские войска вели победное наступление на территории Крыма, он совершил 11 боевых вылетов над родным Севастополем: бомбил укрепления фашистов на Сапун-горе, Херсонеский аэродром и другие объекты. Как вспоминал он после войны, сердце заходилось от ужаса, что приходится сбрасывать бомбы на город, где он родился, где недалеко от железнодорожного вокзала жили его родители. После освобождения Крыма воевал над Белоруссией, Польшей, наносил удары по военно-промышленным объектам Хельсинки, Кенигсберга, Берлина. За годы Великой Отечественной войны совершил 215 боевых вылетов, 190 из них – ночные. Начав войну рядовым штурманом самолета, заканчивал ее заместителем штурмана 26 гвардейского полка 2 гвардейской дивизии авиации дальнего действия. 19 августа 1944г. за умелое выполнение задания командования в период боёв за Севастополь майор Иван Иванович Киндьюшев был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме высшей награды – Золотой Звезды и ордена Ленина, был удостоен 3-х орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, ордена Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и нескольких медалей.

            После завершения войны продолжал служить в авиации, часто навещал родной Севастополь. В 1973г., выйдя в отставку, жил в Москве, написал книгу о своих боевых товарищах «К победным рассветам». Его сестра при жизни поддерживала отношения со школой, передала школьному музею фотографии Ивана Ивановича и воспоминания.. Его дочь – Булатова Наталья Ивановна – также бывает в нашем городе. В 2013 году она передала в фонды Музея героической обороны и освобождения Севастополя летную книжку отца, его воспоминания, награды, другие личные вещи. Зимой прошлого года в школу приезжали активисты севастопольского землячества в Москве, один из них – Олег Михайлович Теодорович снимал фильм в память об Иване Ивановиче, в том числе и в экспозиции музея школы.

Timofeev.jpg

             Р. А. Тимофеев не участвовал в Великой Отечественной войне. Но Рюрик, как и Ваня Киндьюшев, и как многие мальчишки того времени,  мечтал о небе. Он не был  коренным севастопольцем: родился 31 марта 1926 года в городе Остров Псковской области в семье рабочего-кровельщика. В 1930г. его семья переехала в наш город и, когда пришло время,  Рюрика определили учиться в школу № 3. Как все местные мальчишки много времени проводил на берегу моря, еще не зная, что оно определит его судьбу. 

               Когда началась война, его семья эвакуировалась в Сталинград, затем с приближением фронта – еще дальше, в Узбекистан. Там он начал свою трудовую деятельность в качестве тракториста, поскольку  большинство мужчин было призвано в армию. С 1942г.  учился в Свердловской специальной школе ВВС,  затем в 9-й военной авиационной школе пилотов в городе Бугуруслан Куйбышевской (ныне – Самарской) области, а с 1947 года – в 1-м Чкаловском военном авиационном училище лётчиков имени К.Е.Ворошилова. Из-за случайной травмы был комиссован из авиации. Здесь-то и проявились его воля и целеустремленность. Он сумел поступить в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского в Ленинграде. После его окончания в 1952г. получил назначение на Черноморский флот, в послевоенный Севастополь. Но это был уже не тот город, который он когда-то хорошо знал и любил. В свободное время, гуляя по улицам возрождающегося из руин Севастополя, вспоминал самое счастливое время любого человека – детство, и, конечно, школу.  Но грустные мысли быстро отступали, когда лейтенант возвращался к службе. Рюрик Тимофеев был командиром машинно-котельной группы БЧ-5 эсминца «Безбоязненный», затем служил на дизель-электрической подводной лодке. В сентябре 1954 года дотошного и ответственного механика назначили командиром турбинной группы на строящуюся первую советскую атомную подводную лодку «К-3», и вскоре он успешно освоил управление энергетической установкой нового типа. В марте 1959 года эта лодка была зачислена в состав сил Северного флота, а Рюрик Тимофеев назначен командиром ее электромеханической боевой части. БЧ-5 – это сердце корабля, от того, насколько надежно работают все механизмы и двигатели, очень часто зависит судьба всего экипажа. Поэтому к трюмной команде и уважение, и спрос – особые. И они не подвели: экипаж первой в СССР атомной крейсерской подводной лодки с 11 по 21 июля 1962 года участвовал в историческом первом походе советской атомной подлодки под арктическими льдами на Северный полюс. В настоящее время  подледные глубины Арктики уже полностью освоены советскими подводниками. Но в первый раз все было неизвестным, таящим множество опасностей. Плавание боевых кораблей никогда не ограничивается самим процессом преодоления определенных пространств. Программа таких походов всегда была насыщена исследовательскими работами, поэтому задачу, стоящими перед подводниками, сравнивали с полетами космонавтов. И в том, что в период плавания ни один механизм атомохода не вышел из строя, а значит, и в том, что ответственное задание правительства подводниками было выполнено на «отлично», большая заслуга командира БЧ-5 Рюрика Александровича Тимофеева. За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1962 года инженер-капитану 2-го ранга Тимофееву Рюрику Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Присвоение звания Героев, в то время, было исключительной и неожиданной честью, так как после Великой Отечественной войны звание Героя получили только космонавты, а среди военных инженеров-механиков флота Р. А. Тимофеев стал первым героем Советского Союза.

              О государственной важности похода свидетельствует то факт, что встречали лодку «Ленинский комсомол» из плавания торжественно, как никогда. На пирсе – Никита Сергеевич Хрущев, министр обороны Родион Яковлевич Малиновский. Объятия, поцелуи. Награждали сразу, как только сошли на берег. Командир лодки капитан 2 ранга Лев Михайлович Жильцов позже вспоминал: «Никита Сергеевич вручал ордена, медали. А Малиновский шилом перочинного ножика дырки колол. Мне прямо до крови провертел. «Поторопился, – говорит, – терпи, герой. Видишь, сколько сегодня наград надо вручить!»

                В 1960-е гг. Р.А.Тимофеев стал кандидатом технических наук, занимался преподавательской деятельностью, готовил молодых подводников в Военно-морской академии имени А.А.Гречко. Его сыновья также стали военными моряками. Среди его наград – ордена Ленина, Красного Знамени,  «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, российский орден Мужества, медали. За заслуги в области освоения атомной энергетики Р.А.Тимофеев награжден  памятной медалью И.В.Курчатова. Выйдя в отставку, написал воспоминания о том первом походе подо льдами «К Северному полюсу на первой атомной».

                 Иван Иванович Киндьюшев и Рюрик Александрович Тимофеев уже ушли из жизни, но прожили ее достойно, были настоящими патриотами и самоотверженно служили Отечеству, чтобы наша страна была могучей и прекрасной! Мы будем помнить об их  подвигах и гордо нести звание севастопольцев и граждан России!

                                                                                                   Лосева О.В., учитель истории и обществознания

Дата публикации — 01.01.2016